29 мая 2020 г. в режиме видеоконференции на платформе Skype состоялся I Международный молодежный научно-практический семинар «Ладога: шхеры и их подводный мир». Он является продолжением прошедшего чуть больше месяца назад семинара участников Ежегодной августовской Экспедиции «Ладожские шхеры». На этот раз участниками семинара стали молодые и совсем юные участники Экспедиции – студенты и школьники. Они смогли выступить и поделиться результатами своих научных работ, проведенных во время выездов на север Ладоги друг с другом и со старшими товарищами – сотрудниками Института озероведения РАН, университета Хельсинки и Вологодского университета.
Во второй части семинара были затронуты вопросы развития современного технического прогресса в области исследований подводного мира озер, как у нас в России, так и за рубежом, а также освещены вопросы вовлечения учащихся в научные проекты и подготовки специалистов, занимающихся исследованиями водоемов в Финляндии. Отдельное сообщение было посвящено опыту популяризации научных исследований в этой стране.
Организаторами мероприятия выступили Институт озероведения РАН, Хельсинкский университет (Финляндия) и Вологодский государственный университет. В докладах принимали участие школьники из Гимназии 227 Фрунзенского района, Гимназии 32 Василеостровского района (Санкт-Петербург), а также студенты Санкт-Петербургского и Вологодского государственных университетов. С приветственной речью от лица финских коллег обратился представитель Биостанции Ламми Хельсинкского университета Нико Наппу. От лица школьных учителей выступила учитель биологии и химии Гимназии 227 Зульфия Хассалиевна Мухаметуллина. Сотрудники лаборатории гидробиологии и лаборатории комплексных проблем лимнологии ИНОЗ РАН также приняли участие в докладах.
Программа Семинара, видеозапись которого представлена на этой странице:
План международного молодежного научно-практического семинара «Ладога: шхеры и их подводный мир» 29 мая 2020 г. 11.00-13.00
- Вводное слово. Приветствие участникам. Видеоприветствия от финских коллег (Нико Наппу, Джон Леер, Лаури Арвола).
- Студенческие доклады:
- Дима и Сережа Пановы (Гимназия 32 Василеостровского района, 6В и 2А классы, Санкт-Петербург) «Впечатления о Ладожской экспедиции»
- Алексей Аксенов (СПБГУ, 2 курс магистратуры Института Наук о Земле СПбГУ, Санкт-Петербург) «Рельеф и четвертичные отложения Ладожского озера»
- Анна Старухина (СПБГУ, 2 курс магистратуры Института Наук о Земле СПбГУ, Санкт-Петербург), Сергей Дудаков (Гимназия 227, 8Б класс, Санкт-Петербург) «Изучение суточных миграций зоопланктона в прибрежной зоне шхерного района Ладожского озера»
- Мария Петухова (ВоГУ, 3 курс ИМЕиКН, Вологда), Игорь Мокин (Гимназия 227, 8Б класс, Санкт-Петербург) «Особенности распределения водяного ослика Asellus aquaticus на каменистом пляже скальной литорали Ладожского озера»
- Евгения Фокина (ВоГУ, 2 курс ИМЕиКН, Вологда) «Фитопланктон скальной литорали»
- Виталий Потапов (ВоГУ, 3 курс ИМЕиКН, Вологда) «Мшанки на каменистых поверхностях и растениях»
- Юрий Синельщиков (ВоГУ, 1 курс магистратуры, ИМЕиКН, Вологда) «Микрозооперифитон на разных типах горных пород»
- Доклады о финском опыте и современных метода исследований:
- Лаури Арвола (Биостанция Ламми Хельсинкского Университета, Финляндия), Нико Наппу (Биостанция Ламми Хельсинкского Университета, Финляндия), Джон Леер (Биостанция Ламми Хельсинкского Университета, Финляндия), Дина Сергеевна Дудакова (ИНОЗ РАН, Санкт-Петербург) «Подготовка специалистов гидробиологов в Финляндии, популяризация итогов научных работ и международное сотрудничество»
- Михаил Олегович Дудаков (ИНОЗ РАН, Санкт-Петербург), Нико Наппу «Высокотехнологичные устройства и методы в практике современных исследований водной среды»
- Предоставление слова школьным учителям: Зульфия Хассалиевна Мухаметуллина (Гимназия 227, преподаватель биологии и химии, Санкт-Петербург)
- Заключительное слово.
- Запись видеоприветствия участников конференции на английском языке
Доклады, представленные молодыми участниками, показали эффективность вовлечения студентов и школьников в научно-исследовательские проекты. Можно отметить хороший уровень подготовки работ. Учащиеся университетов и школы проявляли интерес как в процессе полевых работ, так и в ходе подготовки к выступлениям. Подобные мероприятия важны для создания мотивации школьников в самообразовании и углублении школьной программы, а также помогают в выборе будущей профессии. Студенты также получили необходимые полезные навыки и смогли совершенствоваться в практике публичного представления результатов своих работ, что, несомненно, будет полезно в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Важным направлением представляется развитие дальнейшего международного сотрудничества, в котором заинтересованы как российская, так и финская стороны. Финский опыт популяризации науки и предоставляемые ими Интернет-платформы могут оказаться полезными для продвижения различных молодежных научно-исследовательских проектов в области гидробиологии. По итогам семинара принято решение о продолжении сотрудничества образовательных и научных организаций двух стран, расширение участия школ в этом процессе.